Извлекается ли польза от людей, попавших в ошибки и нововведения?
Позиция Ахли ас-Сунна уа альДжама'а в отношении ученых, у которых были ошибки в том, что Ахлю ас-Сунна уа альДжама'а - люди справедливости и умеренности.
Ахлю ас-Сунна уа альДжама'а берет лучшее, что есть у ученого и оставляет все остальное, т.е берет то, что является лучшим и наиболее полезным в чём-то (как например, его книги, от которых Ахлю ас-Сунна получает пользу).
И восхваление ученого из того, что есть у него не подразумеват признание хорошим то нововведение, в которое он впал, и не подразумевает довольство всего то, что с чем он пришел, однако принимается от него то, что является лучшим и полезным.
Как сказал Ибн Теймия, рахимаху Аллах, после того, как привел слова имамов ашаритов и мутакаллимов в которых они сходятся с позицией Ахли ас-Сунна:
"И не все те, чьи слова мы привели из мутакаллимов и других, говорят всё то, что мы говорим в этом (месте) и в другом. Однако истина принимается от каждого, кто говорит её.
Сказал Му'аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, в своей известной речи, которую привел Абу Дауд в своем "Сунан" (4611):
"Принимайте истину от каждого, кто придет с ней, даже если это будет неверный - или сказал нечестивец - и остерегайтесь отклонений мудрецов".
Его спросили: "Как мы узнаем, что неверный сказал истину?"
Ответил Муаз: "Поистине, над истиной бывает свет".
"Аль-Фатва аль-Хамавия аль-Кубра", 498-499 стр. Мактабату "Дар аль-Минхадж"
И это притом, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"Самый знающий среди них (сподвижников) о разрешенном и запретном - Му'аз ибн Джабаль"
"Сунан" ат-Тирмизи. Достоверность хадиса подтвердил имам ат-Тирмизи шейх аль-Альбани
И также наш имам аль-Бухари, да будет Аллах милостив к нему, приводил хадисы в своем "Сахих", которые передавали кадариты, хариджиты, мурджииты и другие, если они соответствовали истине и были от людей, достойных доверия и с хорошей памятью.
И также посмотрите на то, как Ахлю ас-Сунна извлекает пользу от книг ученых, которые были ашаритами, как имамы ан-Навави, Ибн Хаджар и др.